ПРОНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ИМЕН В КИЕВСКУЮ РУСЬ
ПРОНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ИМЕН В КИЕВСКУЮ РУСЬ. Переведенные с греческого минеи, или святцы, в начале X века пришли и на Русь, существенно ограничили словарь имен: в древнейших из святцев всего 330 мужских и 64 женских имени. Первоначально на Русь проникло около 80 христианских имен. Пополнение их состава происходило постепенно, по мере приобретения новых церковных книг и по мере канонизации отдельных святых. В минеях 11–13 вв. насчитывалось 330 мужских и 64 женских имени; в Житиях всех святых, опубликованных в 1916 И.Бухаревым, – 863 мужских и 232 женских; в Церковном календаре за 1960 – 874 мужских и 228 женских. Диспропорция числа мужских и женских имен изначально объяснялась тем, что Церковь канонизировала борцов за веру, а ими были преимущественно мужчины. Только мужскими были и первые монастыри. . Новые имена были непонятны, в отличие от емких и метких имен-прозвищ. Для славянского мира новые христианские имена ничего не означали, ведь они не переводились, а лишь передавались звуками.Поэтому каждый имел два имени: Одно то, которое давали ребенку родители, а другое – при крещении.. В 14 в. произошло очередное искусственное вмешательство в установившуюся было системность русских личных имен, когда на равных правах употреблялись имена церковные и древнерусские, а именно появилось требование, чтобы в официальных случаях люди звались только церковными именами. Так произошла победа церковных имен над древнерусскими. Последние идут на убыль при личном именовании людей, но не уходят из жизни. Во-первых, древнерусские имена (наряду с церковными именами и индивидуальными прозвищами) стали самыми массовыми основами русских фамилий; во-вторых, древнерусские имена и их модели способствовали адаптации заимствованных (церковных) имен. ИТАК: Христианские имена пришли в X веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам), в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: "По имени - и "житие". На русскую землю пришли европейские(римско-католические и протестантские) имена: Герман, Жанна, Альберт, Марат, и др. Немного позже стало все больше появляться восточных имен: Земфира, Тимур, Руслан, Зарема. От почти абсолютной свободы Древняя Русь перешла к жесткой необходимости соблюдать определенные правила, и родители, понимали они значение новых имен или нет, имели ориентир и руководство к действию. В ЭПОХУ ХРИСТИАНСТВА Имена становились проводником, нитью, связующих христианина со святым или мучеником, который мог заступиться за человека пред Богом. Таким образом, имя человека одновременно указывало и на его небесного покровителя.Имена святых и мучеников, вознесшихся на небеса, давали надежду простым смертным на заступничество, покровительство, прощение | |
| |
Просмотров: 3544 | |