ИМЯ И ДУША
ИМЯ И ДУША
Обратившись к истории, можно сделать вывод: люди никогда не воспринимали И. как нечто малозначительное, наоборот, относились к нему очень серьезно. 
С древних времен люди верили, что И. является важной составной частью личности человека.. Называя человека, ты тем самым подчиняешь его себе. И так как  И. считалось частью человека, его души, его берегли как самое дорогое 
Наши предки верили, что вещь и И. вещи - почти одни и то же, знать  И. - значит обладать властью над его носителем. Именно поэтому у большинства первобытных племен существовал обычай скрывать настоящее И. человека, давая ему для повседневного употребления другое - ненастоящее, обманное. 
И в древнерусской культуре мы находим подобные примеры. Есть даже поговорка: "Зовут зовуткою, величают уткою", т. е., мол, на что тебе мое настоящее И.? Не колдун ли ты, не злой ли человек? Нехорош, Беда, Невежа, Нелюб, Неудача, Испытай, Неспрашивай.. В древнейший период, до принятия христианства, русские люди воспринимали свои  И. как «второе я» (alter ego). Они думали, что произнесение со злым умыслом чьего-то  И. чужим, недобрым человеком может привести к болезни и даже смерти именуемого. Как следствие этого возникла двуименность: «настоящее» И. человека держалось в тайне (его знали только некоторые самые близкие к нему люди). Но человека надо было как-то звать. Для этого создавались явные, обиходные  И. Среди них были «обманные», данные по названиям малоценных предметов, например Горшок, Ложка, – подобные предметы были в каждом доме и не вызывали ни у кого зависти.
 Среди обиходных выделяются «защитные», или «охранные», призванные защитить ребенка от невзгод. Иногда их называют И-оберегами, т.е. «оберегающими» от сглаза и всяких напастей. Такие И. образованы от слов с отрицательной семантикой. Среди них было много слов с отрицательными приставками не-, без-: Некрас, Неклюд, Неудача, Нерат, Безобраз, Безпута, Безум. 
Нет сомнеия в том, что ни один любящий родитель не наградит таким именем свое драгоценное чадо. Неужто наши предки так не любили своих отпрысков? Наоборот, очень любили и переживали за их дальнейшую судьбу. А дурные имена давали с благой целью - чтобы отвести опасность, обмануть смерть... Давали ребенку неблагозвучное имя и верили - на такого "неприглядного" младенца злые духи не станут покушаться.
 Бытовал буквально до конца XIX века еще один странный, но имеющий логичное объяснение обычай: в некоторых семьях детям давали два И., причем оба соответствовали православным святцам. Одно  - для "повседневного" пользования - было известно всем. Второе - тайное, то, что действительно давалось при крещении; его знали только члены семьи (а порой лишь отец и мать). Тайное  И. давало человеку защиту на всю жизнь - ведь нельзя навести сглаз и Порчу, если не знаешь настоящего И.. Кстати, и до сих пор именно этот путь рекомендуют современные Маги и чародей для предохранения от нежелательных энергетических воздействий. 
ВЫВОД:
В ПЕРВЫХ ОБЫЧАЯХ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ ОТРАЗИЛИСЬ ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СЛАВЯН. ИМЯ СЧИТАЛОСЬ ЧАСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ДУШИ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ -  оно РАССМАТРИВАЛОСЬ, КАК ПОПЫТКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, КОТОРУЮ ОБОЖЕСТВЛЯЛИ ПРАСЛАВЯНЕ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ В ПРАКТИКЕ ДВОЙНЫХ ИМЕН ИЛИ  УНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ ВЫРАЗИЛАСЬ БЕСПОМОЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СТИХИЕЙ ПРИРОДЫ, БОЛЕЗНЯМИ, СУЕВЕРИЯ, НЕВЕЖЕСТВО И СТРАХ



Категория: Мои статьи | Добавил: lrom (15.12.2009)
Просмотров: 2957 | Рейтинг: 0.0/0